Сегодня, в 142-ю годовщину рождения Мамеда Эмина Расулзаде, мы вновь отдаем дань памяти выдающемуся человеку, сыгравшему неоценимую роль в утверждении современной азербайджанской государственности.
В возрасте 34 лет Расулзаде был избран председателем Национального Совета Азербайджана, провозгласившего 28 мая 1918 года создание Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Возглавляя Национальный Совет, обозначенный в "Декларации независимости" как орган, стоящий "во главе управления всем Азербайджаном", Расулзаде стал первым главой независимого Азербайджана.
17 июня 1918 года Национальный Совет принял решение о передаче всей полноты власти в Азербайджане новому правительству, которое, как и первый кабинет, сформированный 28 мая, возглавил Фатали Хан Хойский. Требование роспуска Национального Совета Азербайджана исходило от Османской империи, но согласие на него стало вынужденной мерой со стороны руководства АДР. Поскольку, как заявил Расулзаде в своей речи на заседании Национального Совета, важной задачей правительства является не допустить уничтожения только рожденного азербайджанского государства.
Уступка, на которую пошло руководство Азербайджана, была связана с необходимостью осуществления судьбоносной миссии - освобождения Баку и Бакинской губернии от власти большевико-дашнакского Бакинского Совета. При поддержке османской армии азербайджанское государство освободило Баку, и уже в сентябре 1918 года в город, ставший столицей Азербайджана, вступило правительство Хойского. Сам Расулзаде продолжил свою деятельность в качестве лидера крупнейшей партии - "Мусавата", а затем и депутата Азербайджанского Парламента.
Парламент был сформирован на основе закона от 20 ноября 1918 года, принятого Национальным Советом, восстановившим свою деятельность под руководством Расулзаде. Торжественное открытие Парламента АДР состоялось 7 декабря 1918 года. Выступив на первом заседании с обширной поздравительной речью, Расулзаде, в частности, сказал: "На мою долю выпало великое счастье открыть заседание первого Азербайджанского Парламента, члены которого призваны служить делу осуществления идеи свободного и самостоятельного существования сынов своей Родины". Указав на то, что "Парламент наш до созыва Учредительного Собрания является временным", но, "тем не менее, являясь собранием азербайджанского народа, представленного в нем своими деятелями, способен выразить тот идеал, к которому стремится народ Азербайджана", Расулзаде призвал депутатов "ставить интересы Родины и благополучие народа выше партийных интересов".
Сам Расулзаде неуклонно следовал в своей политической деятельности озвученному им призыву. Проповедуемые им идеи общенациональной и общественной солидарности были возведены, по сути, на уровень государственной политики. Выступая в качестве центристского деятеля, он играл объединяющую роль между различными флангами внутри партии "Мусават" и, в целом, в рамках политической и партийной систем АДР. Расулзаде последовательно отстаивал идею общенациональной солидарности как основы здания национального государства. При этом саму успешность и состоятельность государства он обуславливал его способностью обеспечить социальную справедливость и экономическое благоденствие.
Расулзаде как лидер крупнейшей политической силы и парламентской фракции, член двух парламентских комиссий - финансово-бюджетной и по созыву Учредительного Собрания - принимал самое активное участие в деятельности Парламента, в котором были представлены практически все существующие в стране национальные и политические группы. Суть его объединительной позиции отразилась и в парламентском выступлении 28 января 1919 года. То есть, можно сказать, в самый канун его 35-летия - даты, к которой Расулзаде подошел в качестве одного из самых влиятельных политических деятелей Республики.
На том заседании среди обсуждаемых вопросов было и ходатайство партии эсеров о представительстве в Парламенте. Несмотря на то, что существовали серьезные сомнения в приверженности этой партии независимости Азербайджана, депутаты в целом поддержали ее ходатайство. Одобрил этот шаг и Расулзаде: "Желая участия всех партий в нашем Парламенте, мы, конечно, не предполагали, что все они будут сходиться на одной точке зрения и будут отстаивать нашу независимость. Но мы желали только одного - чтобы критика наших действий и возражения против наших позиций раздавались не вне стен Парламента, а с парламентской кафедры, и чтобы ответы на это получались бы с той же кафедры". Расулзаде выразил уверенность в том, что "голос тюркской сознательной демократии заставит и другие партии вступить в Парламент и взяться за общую работу". И, касаясь заявления эсеров, резюмировал: "…конечно, мы должны предоставить им те места, на которую они имеют право".
Признание права всех политических и национальных групп быть представленными в высшем законодательном органе, участвовать в реализации государственной политики свидетельствовало о демократической сущности руководства АДР и лично Расулзаде. Притом что Расулзаде не допускал того, чтобы данное право было использовано в ущерб независимости Азербайджана.
На последнем заседании Парламента, 27 апреля 1920 года, когда уже было известно о военном вторжении Советской России в Азербайджан, Расулзаде выступил против безоговорочной сдачи власти коммунистам. "Наша фракция против поражения. Однако по настоянию многих и чтобы избежать гражданской войны, я согласен все права передать коммунистам, но с одним условием: достойно защищать нацию и государство. В противном случае мы возьмем свои права обратно", - заявил Расулзаде.
В результате Парламент, осознавая бессмысленность сопротивления могущественной внешней силе и реальную угрозу большого кровопролития, согласился сдать власть, но на условии, прежде всего, сохранения независимости Азербайджана.
Вся политическая деятельность Расулзаде была подчинена достижению общенациональных целей. Расулзаде отличали бескорыстное служение Отечеству, исключительная преданность идеалам независимой государственности Азербайджана. Принятые при его лидерстве - в качестве первого главы государства, председателя Национального Совета, лидера партии и парламентской фракции "Мусават" - политические решения позволили утвердить современную государственность Азербайджана, стратегически обеспечить место нашей страны на политической карте мира, сделать необратимым само существование Азербайджанской Республики.
Oxu.az