В Гянджинском городском суде прошло заседание по уголовному делу, связанному с незаконным проносом технических устройств на выпускные и вступительные экзамены в 2026 году.
Как сообщает АПА, заседание проходило под председательством судьи Эльчина Мамедова. Прокурор Муртуз Бейляров огласил обвинительное заключение, согласно которому обвиняемые продавали абитуриентам запрещённые устройства по разным ценам.
На процессе обвиняемым разъяснили их права и обязанности. Кямран Асадов, один из фигурантов дела, заявил, что не признает себя виновным. Другой обвиняемый, Гюндюз Аббасов, признал вину по статье 302.3 (незаконное производство, продажа или приобретение для продажи технических средств, предусмотренных для тайного получения информации), но отверг обвинения по статье 308.1 (злоупотребление должностными полномочиями) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики.
Государственный обвинитель ходатайствовал о допросе потерпевших и свидетелей. В ходе судебного заседания показания дал представитель Государственного экзаменационного центра (ГЭЦ), заявив, что во время вступительных экзаменов были зафиксированы случаи использования запрещённых технических средств. В деле упоминаются 14 абитуриентов.
После этого выступил обвиняемый Г.Аббасов.
Следующее заседание назначено на 22 января 2026 года.
Напомним, что согласно информации ГЭЦ, в этом году с помощью специальных алгоритмов анализа результатов выпускных и весенних вступительных экзаменов были выявлены подозрительные ответы, что послужило основанием для внутреннего расследования.
В ходе следующего вступительного экзамена в Гяндже у некоторых абитуриентов обнаружили технические средства, предназначенные для скрытого получения информации, использование которых разрешено только при наличии специального разрешения от компетентных органов.
Между тем, 17 июня текущего года, список абитуриентов, чьи результаты вызвали подозрения на основе специальных проверочных алгоритмов, а также тех, у кого были обнаружены технические средства, был передан в правоохранительные органы для расследования.
Из материалов уголовного дела следует, что помощь планировалось оказать 11 абитуриентам, которые впоследствии дали показания в качестве свидетелей и признали свою причастность.
В ходе расследования был допрошен сапожник, изготовивший специальную обувь для скрытого размещения технических устройств.
ГЭЦ был признан потерпевшей стороной и получил доступ к материалам расследования 29 октября.
При ознакомлении с обвинительным актом выявлены действия обвиняемых Аббасова Гюндюза Яшар оглу и Асадова Кямрана Алим оглу. Они получали и делили между собой денежные средства от лиц, обращавшихся к ним за помощью в успешном прохождении экзаменов, проводимых ГЭЦ, с использованием запрещённых технических устройств.
Обвиняемые встречались с абитуриентами в разных местах и объясняли им, как пользоваться этими устройствами. Для скрытого размещения устройств использовалась толстая спортивная обувь с шестью слоями, нижняя часть которой была разрезана и расширена специальным инструментом, что делало невозможным обнаружение посторонних предметов при внешнем осмотре обуви на входе.
После этого абитуриенты направлялись в санузел (согласно правилам, им разрешается удовлетворить естественные потребности до начала экзамена). Там с помощью специальной палочки они вставляли в ухо наушник, закрепляли камеру на кнопочной части рубашки, приклеивали передающее устройство на плечо, а устройство для раздачи интернета прятали в каблук обуви. Затем они возвращались в класс и уже во время экзамена передавали изображение, направляя камеру на учебник. Получатели на другом конце в реальном времени через специальное приложение на телефоне видели изображение и передавали ответы при помощи звонка на замаскированный под пластиковую карту телефон с надписью VIP-smart, не имевший кнопок. При поступлении звонка устройство автоматически активировалось, позволяя абитуриенту слышать подсказки.
На основании собранных доказательств Г.Аббасову и К.Асадову предъявлены обвинения по соответствующим статьям Уголовного кодекса АР. По решению суда в отношении Г.Аббасова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а в отношении К.Асадова - подписка о невыезде.
Обоим предъявлены обвинения по статьям 302.3 и 308.1 УК АР. Уголовное дело было возбуждено по обращению ГЭЦ в Службу государственной безопасности (СГБ). На основании материалов СГБ расследование велось Главным управлением по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре.
В ходе расследования уголовные дела были возбуждены и в отношении нескольких других лиц, которые также находятся под судом.